Отказ от Болонской системы в России

Отказ от Болонской системы в РоссииБолонскую систему отменят, но бакалавриат и магистратуру оставят. Министр образования и науки Валерий Фальков в интервью «Коммерсанту» заявил, что отказ от Болонской системы в России не означает запрета бакалавриата и магистратуры.

Прежде всего, это скорее политическое решение, вызванное ухудшением международных отношений России с другими странами. Полный отказ от системы не планируется, о чем заявил замглавы Минобрнауки Дмитрия Афанасьева. Изменения будут точечными, а процесс образования в России будет учитывать все положительные моменты Болонской системы.

По словам главы ведомства, университеты самостоятельно смогут отказаться от них в пользу специалитета, однако на некоторых направлениях будет действовать только специалитет: это врачи и инженеры (были на специалитете и ранее), а также новые направления — медицинская микробиология, фундаментальная и синтетическая биология, специальные химические технологии.

Пока не сообщается, что придет на смену Болонской системе образования. Сейчас все ВУЗы России работают в соответствии с ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт). Менять ФГОСы не планируется, хотя в них учтены все положения Болонской системы.

Что такое Болонская система образования в России. Болонская система образования получила распространение с 1999 года, когда соответствующее соглашение в Болонье (Италия) подписали представители 29 европейских государств. Цель перехода на Болонскую систему - использование единых стандартов образования во всех страна-участниках соглашения. Россия полностью перешла на Болонскую систему образования в 2011 году. В конце мая 2022 года было принято решение об отказе от образования по Болонской системе.

Суть Болонской системы образования. По Болонскому соглашению страны-участники обязуются постепенно перейти на единую систему образования. Она распространяется на все учреждения высшего образования (университеты, институты и т.д.). Россия присоединилась к соглашению в 2003 года. Окончательный переход на Болонскую систему в России был завершен в 2011 году.

Особенности использования единой Болонской системы образования:
- процесс получения высшего образования состоит из двух циклов - в России это бакалавриат и магистратура;
- степень бакалавра должна включать обучение не менее чем 3 года;
- магистратуру можно пройти после получения степени бакалавра, причем по разным специальностям;
- завершение магистратуры ведет к получению степени магистра или доктора по определенной специальности;
- процесс обучение унифицирован по международным стандартам, чтобы выпускники имели равные конкурентные условия при трудоустройстве в страна-участниках Болонского соглашения.

Считается, что Болонская система образования позволяет более универсальных готовить специалистов. получать специальные знания сразу по нескольким направлениям. Для подтверждения знаний используется единая система зачетных единиц, которые накапливаются по мере обучения, повышения квалификации.

В рамках Болонской системы студент может перейти на обучение в любой ВУЗ стран-участниц соглашения. При этом стандарты образования не изменятся, а студент продолжит накопление зачетных баллов. По указанным причинам дипломы ВУЗов, работающих по Болонской системе, признаются в других государствах-участниках. Однако российские эксперты считают, что работодатели за границей не принимали дипломы российских вузов и выпускникам приходилось получать там второе образование.

Отказ от Болонской системы негативно скажется на перспективах обучения российских студентов за границей, на возможности найти работу за пределами страны. Так как дипломы отечественных ВУЗов не будут соответствовать единым стандартам Болонского соглашения, студентам и выпускникам придется переучиваться, подтверждать уровень знаний.

По словам главы министерства Валерия Фалькова, к Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу. «Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента», – цитирует слова министра РБК.

Болонская система – это подрыв классического университетского образования и, особенно российской традиции высшего образования. Об этом заявил член Федерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА, председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. С критикой Болонской системы и призывами отказаться от неё эксперт выступает уже более десяти лет. «Дело не только в том, что Россия заимствовала этот совершенно чуждый и бессмысленный формат, но и сама Европа подорвала свои университетские ценности», – отмечает Юрий Крупнов. По его словам, европейские студенческие организации и профессора тоже признают данный факт, что находит отражение в их книгах и публикациях.

Причины перехода на Болонскую систему в Европе и России, по мнению Крупнова, лежали в социальной плоскости. «Введение бакалавриата, по сути – это некая скрытая форма социальной занятости, а по большому счету – это попытка дальнейшей кастомизации общества. Экономика спекулятивного капитала заказывала разрушение европейского образования, которое нам было очень близко. Мы всегда ориентировались на фундаментальные знания европейских университетов. Гумбольдт и его программа университетского образования в Берлинском университете – это основа, на которой всё выстраивалось. Но получилось так, что Европа подчинилась неолиберальным требованиям, разрушив тем самым собственное образование», – подчеркивает эксперт.

Подписание Болонского соглашения российской стороной – это геополитический проект интеграции с Западом, считает Крупнов. А главным инструментов этой разрушительной системы, по его мнению, стала Высшая школа экономики.

Напомним, Россия присоединилась к Болонскому процессу 19 сентября 2003 года. Этот процесс предполагает двухступенчатую систему получения высшего образования с разделением на бакалавриат и магистратуру.