Развитие образования

эффективное развитие российского образованияСо следующего учебного года Минобрнауки РФ планирует уменьшить прием на экономические специальности и госуправление, а на инженерные и естественно-научные — увеличить. О необходимости переключиться на подготовку инженеров еще в прошлом году говорил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев... "Хватит готовить юристов и экономистов, нам их уже достаточно... Нужно сделать акцент на инженерном образовании."

ТАСС узнал у представителей вузов и экспертов в сфере образования, что они думают о сокращении бюджетных мест на экономических направлениях в пользу подготовки технических специалистов. Эксперты обсудили планируемое Минобрнауки сокращение бюджетных мест по экономическим специальностям в пользу инженерных.

Большинство экспертов признают, что в последние годы в стране образовался избыток экономистов и управленцев и дефицит инженеров. Например, ректор Дагестанского государственного университета народного хозяйства (ДГУНХ) Яхья Бучаев отмечает, что сегодня многие предприятия находятся в стадии технической модернизации, на них внедряются новые технологии, следовательно, существует потребность в высококвалифицированных инженерных кадрах. Вместе с тем Бучаев подчеркивает, что, сокращая или увеличивая определенные бюджетные места, необходимо учитывать специфику региона. Некоторым из них могут пригодиться экономисты. По его словам, многие из выпускников экономических факультетов открывают собственный малый бизнес, что позволяет развивать региональную экономику и создавать новые рабочие места. Особенно это актуально для регионов, в которых нет мощных промышленных предприятий и крупных компаний, где можно было бы задействовать инженерные кадры.

Ректор ДГУНХ также отмечает, что для подготовки квалифицированных инженеров необходимы высокотехнологичные лаборатории и научные специалисты высокого уровня.

Представители вузов обращают внимание, что попытка регулировать спрос на определенные направления выделением или сокращением бюджетных мест, не учитывая мнение абитуриентов, не всегда приводит к ожидаемым результатам.

По мнению руководителя Дагестанского республиканского молодежного центра занятости "Успех" Заура Омарова, просто увеличив бюджетные места, невозможно получить качественных специалистов. "Нужно, чтобы молодежь сама хотела учиться по техническим и инженерным специальностям", — подчеркнул он. По словам Омарова, возглавляющего координационный центр Worldskills по Республике Дагестан, один из способов заинтересовать молодежь предлагает международное движение Worldskills, направленное на популяризацию рабочих профессий.

"Государство может стимулировать выпускников школ поступать на определенные специальности выделением или не выделением бюджетных мест. Это один из способов поменять предложение в пользу технических специальностей, — отмечает руководитель пресс-службы Донского государственного технического университета (ДГТУ) Павел Герасин. — Но это не означает, что после этого ЕГЭ массово станут сдавать по физике, математике и информатике, эти предметы отпугивают школьников".

​Проректор РАНХиГС Максим Назаров добавляет, что "увеличение или снижение контрольных цифр приема по направлениям подготовки должно быть ориентировано в том числе на спрос абитуриентов". Желающие обучаться экономике и государственному и муниципальному управлению не идут в инженерные вузы, а выбирают платное образование или идут не в ведущие вузы. "Необходимо, чтобы люди с высокими баллами ЕГЭ имели варианты поступления на бюджетные места на те направления, которые им интересны", — сказал он ТАСС, заметив, что от этого зависит качество контингента и уровень подготовки выпускников.

Несмотря на увеличение мест по техническим специальностям, в инженерных вузах бывает невыполнение контрольных цифр приема, так как просто не хватает желающих туда поступать.

Назаров поясняет, что в вузах, вынужденных брать абитуриентов с очень низкими баллами ЕГЭ, бывает очень большой процент отсева. "Студенты не справляются с обучением или просто не хотят учиться на тех направлениях, куда не хотели поступать, но пошли из-за наличия большого количества бюджетных мест", — полагает он.

Против идеи перераспределения бюджетных мест в пользу инженерных специальностей и в ущерб экономическим выступил ректор Ставропольского государственного аграрного университета Владимир Трухачев. Он сообщил, что в вузе полностью убраны контрольные цифры приема на экономические специальности. "Мы имеем право при наличии лицензии вести образовательную деятельность по тому или иному направлению подготовки, но на коммерческих условиях, поскольку нам министерство не оплачивает подготовку данного студента. Я считаю, что это абсолютно неправильно", — сказал ректор.

Внесенный депутатом от КПРФ в Госдуму законопроект, запрещающий детям чиновников проходить обучение за границей, может ограничить конституционные права детей на получение образования. Об этом в понедельник заявили ТАСС в пресс-службе Минобрнауки РФ.

"Описываемый законопроект не поступал для рассмотрения в Минобрнауки России, хотя мы регулярно общаемся с фракцией КПРФ, они нам ничего не присылали, - отметили в пресс-службе. - По имеющейся информации из открытых источников, речь идет об ограничении прав на получение образования, предусмотренных российским законодательством".

В министерстве добавили, что поддерживают развитие международного образования. "Есть российские студенты, которые хотят учиться за границей, есть иностранные студенты, которые приезжают к нам. Все это положительно сказывается на повышении престижа российской высшей школы в мире", - подчеркнули в ведомстве.

Ранее глава Минобрнауки Ольга Васильева в своем программном интервью ТАСС уже затрагивала вопрос обучения детей госчиновников за границей. "Право на получение образования по Конституции есть у каждого жителя нашей страны. У российских граждан сфера образования всегда была одним из приоритетов, включая получение образования в иностранных образовательных организациях", - сказала тогда министр.

14 ноября депутат от КПРФ Валерий Рашкин внес в Госдуму законопроект, который предлагает запретить лицам, замещающим государственные должности, посылать своих несовершеннолетних детей учиться за рубеж. Изменения предлагается внести в том числе в закон "О противодействии коррупции".

Запрет касается лиц, "замещающих государственные должности РФ", "замещающих государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности и осуществляющих свои полномочия на постоянной основе". Согласно документу, они не вправе "допускать получение своими несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными и подопечными, образования в иностранных образовательных организациях на территории иностранных государств".

Исключения предусмотрены только для должностных лиц, которые исполняют свои обязанности на территории иностранного государства (от года и более). Законопроектом предполагается, что нормы вступают в силу с 1 января 2017 года.

Ранее депутаты КПРФ уже вносили в Госдуму аналогичные инициативы. В частности, в 2013 году коммунист Олег Смолин предлагал запретить получение образования несовершеннолетним детям чиновников в иностранных организациях, находящихся за пределами РФ, за исключением кратковременного обучения в порядке образовательных обменов. Однако Госдума не поддержала этот законопроект.

Эксперты отмечают, что особой популярностью у учащихся пользуются программы в сфере информационных технологий и транспортные специальности. "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" (более 97 тыс. учащихся), "Повар, кондитер" (почти 96 тыс. учащихся), "Автомеханик" (более 60 тыс.) - три самые популярные специальности, по которым проходит обучение организациях среднего профессионального образования (СПО). Об этом свидетельствуют итоги мониторинга, проведенного Институтом образования НИУ ВШЭ, которые поступили в ТАСС.

В последнее время "взрывообразно" растет прием на программы среднего профессионального образования (СПО) в сфере информационных технологий (компьютерное программирование, компьютерные сети, информационная безопасность). Традиционно хорошие позиции у транспортных профессий и специальностей (подготовка специалистов для системы морского, железнодорожного и автомобильного транспорта). "Еще один растущий сегмент подготовки в системе СПО - строительство", - прокомментировал результаты мониторинга главный эксперт Института образования ВШЭ Федор Дудырев.

В системе СПО в России сейчас 4608 образовательных учреждений. В самом крупном из них обучаются более 7 тыс. студентов (Пензенский многопрофильный колледж - 7,5 тыс. чел.). В самом крупном сельском колледже обучаются 4 тыс. студентов. Однако в подавляющей части российских колледжей проходят обучение до 1 тыс. человек, а в нескольких десятках - менее 100.

Среднее количество образовательных программ в российских колледжах составляет от 7 до 15, в сельской местности - от 2 до 8 программ.

Численность педагогических работников в системе профобразования составляет 163 286 человек (из них: 26 364 - мастера производственного обучения, отвечающие за практическую подготовку студентов).

Все больше образовательных организаций начинают использовать в обучении 3D оборудование и изучение 3D технологий. Причина этого очевидна: современные дети живут в «цифровой» среде и в мире «девайсов», и когда преподавание общих предметов дополняется современными методиками с использованием инновационного оборудования, преподаватель начинает говорить с детьми на одном языке, процесс обучения становится более понятным и интересным.

Технологии 3D-моделирования, 3D-cканирования, 3D-печати, и объемного рисования 3D-ручками развивают у детей пространственное мышление, объединяют знания во многих предметах: физике, математике, черчении, геометрии, биологии, химии, географии, изобразительном искусстве и открывают широкие возможности для предмета «Технология». А также пересекаются со многими направлениями научно-технического творчества молодежи, что позволяет на уровне начальной и средней школы выявлять и развивать у ребенка склонности к инженерному мышлению.

В стране открывается все больше центров инновационного образования детей, технопарков и ЦМИТов на базах образовательных организаций. Множество педагогов задействовано в поиске новых подходов к образованию, разработке новых методик, и цель у них общая: заложить базовые знания в подрастающее поколение и помочь определиться с выбором профессии, в которой молодой специалист сможет реализовать себя и внести свой вклад в развитие страны. А высшие учебные заведения и технические колледжи в ожидании абитуриентов, которые уже обладают первичными навыками работе на современном 3D оборудовании и грамотным техническим мышлением.

Ассоциация 3D образования, развивая проект «Инженеры будущего: 3D технологии в образовании», ставит перед собой цель – объединить образовательные организации всех уровней, которые заинтересованы в развитии 3D технологий в образовательном процессе с целью обмена опытом, методиками в обучении и приобретенными знаниями, а также с целью мотивации обучающихся. И выстраивает сетевое взаимодействие между школой, СПО, ВУЗом и бизнес сообществом, для обеспечения высокотехнологичных отраслей экономики, которые используют 3D технологии в своих производственных процессах и новейших разработках, высококвалифицированными инженерами.

За предыдущий учебный год к проекту «Инженеры будущего: 3D технологии в образовании» присоединились образовательные организации из 14 регионов РФ, школьники из 12-ти регионов смогли принять участие в первом цикле региональных отборочных этапов Олимпиад по 3D технологиям, победители которых приняли участие в Первой Всероссийской Олимпиаде по 3D технологиям в МДЦ «Артек» в апреле 2016 года.

Главная цель проведения Олимпиад по 3D технологиям - выявление, поддержка и дальнейшее продвижение талантливых и одаренных детей, увлеченных изучением 3D технологий. Олимпиады по 3D технологиям проводятся в следующих направлениях: 3D-моделирование - создание виртуальных цифровых объемных моделей, с обязательным представлением готовой модели распечатанной по заданным техническим характеристикам; 3D-сканирование - сканирование заданного объекта, доработка в программе 3D-моделирования в соответствии с требованиями и распечатка готового изделия; объемное рисование - создание объемных технических и художественных работ при помощи 3D-ручки. А в этом году планируется ввести новое направление – инженерная сборка и настройка 3D-принтера, с выполнением заданий по прототипированию и распечатке готовых изделий.

В новом учебном году региональные отборочные этапы Олимпиад по 3D технологиям состоятся с ноября по март, победители которых в рамках регионах квот станут участниками Второй Всероссийской Олимпиады по 3D технологиям, проведение которой планируется в МДЦ «Артек» в 2017 году. Сейчас определяются ресурсные центры в регионах, составляются дорожные карты и определяются даты проведения мероприятий. А в конце учебного года мы узнаем победителей Второй Всероссийской Олимпиады по 3D технологиям.

Ассоциация 3D Образования приглашает образовательные организации, партнеров и спонсоров, а также волонтеров из образовательной сферы к развитию проекта в регионах. Наша совместная деятельность с применением мотивационной практики откроет новые горизонты подрастающему поколению – «Инженерам будущего», которые в будущем смогут вывести экономику нашей страны на новый уровень.
Источник: http://tass.ru