Электронная школа

Электронная школаБолеющие школьники больше не будут пропускать уроки. Отмазаться от вызова к доске, заявив, что болел, больше не сможет российский школяр. Разве что если болел сильно, лежа пластом с высокой температурой или даже в больнице… При любой иной хвори детям придется вместо телека включать компьютер и смотреть видеоурок, соответствующий учебной программе в этот день, - все это называется глобальным проектом Мин­обрнауки «Электронная школа».

Идея «Электронной школы» была озвучена министром образования еще в конце прошлого года. Но только сейчас она начала воплощаться, получив, к слову, 450 миллионов рублей на первом этапе реализации. На эти деньги лучшие школьные учителя страны будут в студийных условиях записывать видеоуроки по своему предмету — причем не выборочно, а подряд, сплошняком, по программе с 1-го по 11-й классы. По словам Ливанова, образовательная программа всех одиннадцати классов в электронном формате будет вмещать около 12 тысяч учебных часов. На ее создание отводится три года.

В результате должен получиться специальный сайт, где будет огромный массив видеороликов для просмотра всеми желающими бесплатно. Можно смотреть кусками, восполняя пропущенное, а можно и виртуально учиться от начала до конца:

— Обучение в «Электронной школе» будет завершаться сдачей контрольных работ и получением документа об обучении, — рассказали «МК» в Минобрнауки. — Далее выпускник сможет пройти итоговую аттестацию в форме ЕГЭ, как и все выпускники школ, в одном из центров сдачи ЕГЭ и после этого получить аттестат об образовании. Ключевыми аудиториями для проекта являются обычные и сельские школьники, соотечественники, проживающие за рубежом, часто болеющие дети. Создание этого ресурса значительно улучшит качество образования детей, получающих семейное обучение, ребят с индивидуальным графиком обучения, участников международных олимпиад, спортсменов, ребят, занимающихся творчеством и искусством.

Как идет процесс создания «видеошколы» на примере математики, «МК» рассказал один из учителей, отобранных для записи видеоуроков, — Максим Пратусевич, учитель математики, директор Президентского физико-математического лицея №239 (Санкт-Петербург), в котором, к слову, учился, например, небезызвестный Перельман:

— Первичной задачей проекта было поставлено охватить всю программу основной школы — с 5-го по 9-й классы, и мы уже записали 50 уроков математики из программы 5-го класса. Часть уроков под запись провел я, часть — Николай Тыртов, весьма заслуженный математик из нашей школы; еще будут участвовать Вадим Соломин — тоже наш педагог, обладатель титула «Учитель года-2012», и другие авторитетные учителя.

— Стандартный урок идет 45 минут — «электронные уроки» будут такими же?

— Нет, видеоверсии длятся приблизительно 10 минут. Именно столько на обычном уроке продолжается подача нового материала — а все остальное занимают его закрепление, самостоятельные работы, контрольные, организационные моменты и т.д., которых не будет на видео.

— В школах допускается использовать разные линейки учебников по одному и тому же предмету из числа сертифицированных. По каким учебникам будут записываться уроки «Электронной школы»?

— «Электронная школа» не будет привязана к конкретным учебникам и издательствам! В ней будет теоретический материал — а он в разных линейках учебников по математике один и тот же. Различия — лишь в практических заданиях, их виде, количестве, последовательности прохождения материала и т.д.

— Как снимаются видеоуроки? Используется ли студия — операторы, звукорежиссеры?..

— Наш лицей называют «меккой дистанционного образования», поскольку у нас есть собственная студия и большой опыт в записи различных видеокурсов. Записываем с качественным монтажом, студийным звуком — никакого эха, бубнения и т.п. Материалы многократно отсматриваем, находим какие-то ошибки, оговорки — перезаписываем. У нас имеются интересные технологии, которых в стране больше ни у кого нет, — например, «неоновая доска». Когда учитель объясняет материал на обычном уроке у доски — он пишет на ней, стоя спиной к аудитории. На видео такое неприемлемо, поэтому учитель стоит лицом к камере, между ним и камерой — особая стеклянная стена, на которой он пишет специальным маркером, дающим светящиеся, как бы висящие в воздухе буквы и цифры. Причем пишет он как обычно, а зеркальное изображение компьютер потом переворачивает.

— На создание видеоуроков выделены приличные деньги — получают ли «профит» школы и учителя, участвующие в проекте?

— Школа денег от этого не получает, но учителям платят гонорары. Не такие большие — скажем, тем же репетиторством учитель заработает существенно больше, затратив меньше усилий.

— Когда сайт «Электронной школы» будет готов и наполнен всеми уроками по программе — сможет ли подросток, предположим, уйти из обычной школы, заявив, что отныне он будет учиться по роликам «Электронной», сдавая промежуточные зачеты, а потом — ЕГЭ?

— Собственно, появление «Электронной школы» не меняет никакие существующие сегодня форматы образования. Если ребенок уговорит своих родителей или они сами решат забрать его из школы на семейное или домашнее обучение — пожалуйста, но все это можно сделать и сегодня. При этом «Электронная школа» действительно поможет многим родителям, практикующим семейное обучение, — ведь они зачастую не являются учителями всех существующих предметов. Главное, чтобы уход на домашнее обучение имел действительно серьезные причины — увы, редкий ребенок являет собой пример самодисциплины, позволяющий эффективно учиться вне школы.

Впрочем, в системе хватает и слабых звеньев. Их для нас в качестве эксперта обозначил Евгений ЯМБУРГ, заслуженный учитель России и директор школы №109:

— Во-первых, 10 минут для урока — это явно слишком мало. Как правило, новый материал дается не менее 20–25 минут. Есть и другой момент: мы в нашей школе практикуем систему видеоуроков для детей, лежащих в онкобольнице, и с учетом разного восприятия и мышления ребятишек мы записываем каждый урок в нескольких вариантах подачи. Один-единственный короткий вариант не может быть универсальным для всех. Также в эту в целом полезную систему заложена некая «догматичность» из-за отсутствия обратной связи с учителем. От подачи материала в чистом виде сейчас отходят прогрессивные учителя — дети самостоятельно ищут материал и дополнения к нему, а на уроке его обсуждают, учась мыслить.

А депутат ГД РФ Владимир БУРМАТОВ недоумевает, зачем на проект будут потрачены такие немыслимые деньги, и это только на первом этапе:

— Масса замечательных учителей готовы подготовить такие видеоуроки совершенно бесплатно — с желанием поделиться с коллегами своими наработками. Техническая подготовка таких коротких видеороликов тоже крайне дешева, это простейший линейный монтаж, там не нужны супервидеотехнологии и сложная компьютерная графика. Зачем такие деньги — совершенно непонятно… Однако предположить можно, особенно на фоне многочисленных прежних информационно-мультимедийных проектов Минобрнауки, направленных на распил денег… Полмиллиарда тратятся на электронные уроки, тогда как в Псковской области, в Хакасии живым учителям не платят зарплату! В Карелии не могут найти десять миллионов, чтобы покрыть долги по зарплате за декабрь прошлого года! Министерство вообще, я думаю, было бы счастливо перевести всю образовательную сферу в «цифровой мир» — чтобы не мешали им там живые учителя и ученики.

Управляющий партнер ONE International School Максим Натапов далее рассказывает, почему готовиться к поступлению в университет надо в тот момент, когда ребенку исполнилось три года, и как помочь ему стать студентом хорошего вуза.

Можно ли в России построить такую систему образования, чтобы нынешние дети смогли стать частью глобального мира? Понятно, что есть индивидуальные истории, когда ребенок получает хорошее образование, но в целом? На мой взгляд, сегодня российское образование не конкурентоспособно: наука оторвана от практики, к нам не едут учиться студенты из других стран, у нас почти нет иностранных преподавателей мирового уровня. Мой пессимизм отчасти сродни пессимизму Грефа, который говорит об отсутствии нового подхода к образованию: даже обучая детей онлайн, мы учим их по старым лекалам. И это действительно так: система больше не работает. Обучение даже в очень престижных российских вузах — это система подготовки «первого парня на деревне»; выпускник прекрасно сможет работать здесь, но он не станет активным участником мирового сообщества. И это не частная проблема, это проблема государственная — значит, и Россия не будет эффективной частью глобального мира. Как же решить эту проблему?

Я считаю, что большинства наших детей правильнее всего обучаться здесь, в России, в системе «двух дипломов», до 17–18 лет, параллельно держа в голове требования ведущих работодателей и университетов к своим сотрудникам и студентам. Первые два диплома о среднем образовании (российский и международный) ребенок может получить у нас, и это даст отличную возможность поступить в лучшие мировые университеты.

Сегодня мы сталкиваемся с двумя проблемами. Во-первых, дети не готовы к поступлению в хорошие международные вузы. Они не готовы ни ментально, ни языково, ни по уровню образования. А готовить к поступлению их надо было с ранних лет.

Во-вторых, это неадекватная оценка родителями собственных детей и перспектив профессии. Проблема выбора профессии возникает в средней школе, и выбор здесь в основном остается за родителями. Такой выбор часто не имеет под собой осмысленного обоснования, не учитывает талантов и интересов ребенка.

Важно понимать, что существующий сегодня спрос на профессии совершенно точно будет иным уже завтра, не говоря уже о 10- или 15-летней перспективе. Родителям кажется, что их дети — самые лучшие, но уверенности, что они смогут поступить в любой университет мира — нет. Конечно, детей надо любить. Но также нужно помнить, что развитие ребенка — это главные инвестиции. Для того, чтобы понять, во что вы вкладываете, нужно справедливо и адекватно оценить собственный «актив». Для этого есть очень хорошие методики, которые позволяют качественно протестировать детей и выстроить для них траекторию развития. Также стоит помнить, что чем раньше вы начнете понимать собственного ребенка, тем больше у него будет возможностей для гармоничного роста. Он сможет поступить в хороший вуз, а главное, впоследствии заниматься любимым делом.

Смею утверждать, что любой ребенок талантлив. Но также надо понимать, что он непостоянен, динамичен, и с ним надо уметь работать, особенно в условиях быстро меняющегося мира. Формула победителя, на мой взгляд, — это 99% труда и 1% таланта. При возможности и желании вложить ресурсы в своего ребенка можно практически каждого довести в счастливом и здоровом состоянии до любого университета. Вопрос лишь в своевременном обращении к специалистам по early career development (ECD). Тут важно отметить, что сегодня слово career имеет гораздо более широкое смысловое значение, выходя за рамки собственно карьеры в сторону личности как таковой. Мы уже видим успешные примеры такой работы со старшими дошкольниками у нас, в России, в возрасте от пяти лет.

Эффективное современное образование — это мобильное образование, или динамичная комбинация образовательных сервисов. Моя позиция заключается в том, что образование детей — это в том числе сервис для родителей. Любой взрослый человек должен иметь возможность прийти в образовательное учреждение и получить услугу или решение в комфортном для себя месте.

Мы, специалисты, должны продиагностировать ребенка, объяснить его особенности, обозначить возможности, согласовать с родителями образовательную стратегию. Горизонт планирования не может ограничиваться рамками «посмотрим по итогам четверти», он должен создаваться на 15 лет вперед. Только так ребенку будет комфортно расти. Верно выбранные направление и темп позволят не делать выбор за ребенка, а дать ему возможность самому стать студентом хорошего вуза, дойдя до высшей школы здоровым, гармоничным и счастливым.

Что такое образовательный стандарт IB

Чтобы понять, насколько правильно учат вашего ребенка, нужно посмотреть в его тетради и спросить, чем он занимается в школе или детском саду. Если вам кажется, что преподавание в школе не дотягивает до нужного уровня, то есть, например, образовательный стандарт IB, которому уже более 40 лет и по которому учатся около миллиона школьников во всем мире. Несмотря на то что этот курс рассчитан в первую очередь на учеников средней школы, его методы применяют к образованию и самых маленьких детей, обеспечивая необходимую преемственность. IB для них — это развитие кросс-дисциплинарных навыков в рамках проектной и исследовательской работы. Нас очень радуют сегодняшние успехи дошкольников и младших школьников, занимающихся по этой методике в One! International School.

Для малышей это может выглядеть так: тема исследования — «Дом». На уроке информатики они ищут свой дом в Google Maps, находят его. На уроке чтения они описывают дома или читают про них, на уроке математики считают их площадь или периметр… Полученные таким образом знания ребенка — это не набор разрозненных фактов, а часть его жизни, часть его самого, при этом и процесс обучения идет веселее, быстрее и гармоничнее.

Хорошее образование — это очень дорого?

Многим кажется, что если требования к образованию высоки, то на него придется тратить огромные деньги. Это не так. Есть несколько сценариев, которые позволят существенно сократить расходы — некоторые из них доступны уже сейчас, другие из прогнозируемого будущего совсем скоро станут настоящим.

1. В самое ближайшее время мы ожидаем открытия в России кампусов международных университетов. Уже сейчас идут кулуарные разговоры о том, кто будет первым и когда это случится. Для студентов это означает значительное снижение стоимости образования: не надо тратить деньги на проезд и устройство жизни в другой стране.

2. Развитие онлайн-образования — не совсем в том виде, котором оно существует сегодня. Ведущие университеты мира начали выкладывать почти все свои лекции в интернет: это и Stanford, и MIT, и образовательные курсы «Сoursera». Причем выкладываются не просто курсы, а целые модули. Все это снижает цену на образование и делает его доступным в разы. Совсем скоро появятся качественные программы, которые сочетают и онлайн, и оффлайн-образование.

3. Государственные программы, которые позволяют талантливым детям учиться в различных университетах мира. Речь и о зарубежных грантах и стипендиях, и о нашей программе «Глобальное образование», которая запущена Министерством образования еще в 2014 году и которая финансирует наших студентов. Сейчас эта программа испытывает недобор абитуриентов.

Источник: http://www.mk.ru